Применение приемников EFT M1 GNSS
для инженерно-геодезических изысканий на автомобильных дорогах.


Современные технологии выполнения инженерно-геодезических изысканий на автомобильных дорогах и используемые методы измерений предусматривают автоматизацию полевых топографо-геодезических работ с применением спутниковых геодезических приемников GPS\ГЛОНАСС. Основными этапами полевых работ, где возможно применение оборудования ГНСС,  являются создание планового высотного съемочного обоснования (ПВСО) и непосредственно топографическая съемка.

220-ти канальный приемник EFT M1 GNSS позволяет принимать сигналы таких систем как GPS, ГЛОНАСС, BEIDOU, GALILEO и др. Возможность интеграции радиомодема и приема поправки по УКВ каналу расширяет функционал, что особенно необходимо при использовании оборудования в местах, где отсутствует или нестабильно работает мобильная связь. Точность измерений в режиме статики: в плане: 2,5 мм +0,5мм/км, по высоте: 5 мм +0,5мм/км является достаточной для применения приемника на этапах создания и развития ПВСО. Для кинематики в реальном времени (RTK) точность в плане: 8 мм +1мм/км, по высоте: 15 мм +1мм/км, что позволяет производить съемку ситуации, жестких контуров и рельефа. Как показывает практика, приемник EFT M1 GNSS обладает уверенным приемом сигналов в различных полевых условиях и минимальным временем инициализации.

Работа на объекте начинается со сбора материалов о геодезической и картографической изученности района работ, рекогносцировочного обследования, выявления участков, на которых невозможна или может быть затруднена работа с применением оборудования ГНСС. Особое внимание уделяется местам с возможными источниками помех: ретрансляторам, УКВ-передатчикам, ЛЭП, залесенной местности и участкам с высотной застройкой. На основании собранных материалов делается вывод о типе применяемых геодезических знаков и методах спутниковых измерений.

При создании планового высотного съемочного обоснования на объекте изысканий выполняется закладка пунктов долговременного закрепления и временных реперов в соответствии с действующими нормативными документами. Места для закладки пунктов выбираются с учетом их долговременной сохранности, удобства проведения геодезических работ как наземными, так и спутниковыми методами измерений. Дополнительным условием при выборе места является необходимость использования радиомодема для передачи поправок по УКВ-каналу при выполнении топографической съемки. В большинстве случаев съемочные пункты закладываются через 3 км, а через каждый километр устраивается временный высотный репер.

Исходными пунктами для определения координат и высот пунктов ПВСО статическим методом спутниковых измерений служат пункты государственной геодезической сети. Координаты и отметки исходных пунктов запрашиваются в местных отделениях Росреестра. На этапе измерений на исходных пунктах одновременно устанавливаются приемники EFT M1 GNSS. На определяемых пунктах приемники устанавливаются на 30-45 минут, что является достаточным для обработки векторов длиной 20-30 км. Одновременное использование 6-8 приемников EFT M1 GNSS существенно сокращает время определения координат и высот пунктов ПВСО, уменьшает количество перемещений между пунктами, позволяет оценивать, как точность взаимного расположения исходных пунктов относительно друг друга, так и точность сети в целом. Тем самым позволяя исключить исходные пункты низкого качества. Уравнивание результатов измерений производится в программном комплексе Hi-Target Geomatics Office. Благодаря простому, интуитивно понятному интерфейсу приемника и отсутствию необходимости использования полевого контролера, полевая работа заметно упрощается.

При топографической съемке на ранее определенные пункты ПВСО устанавливается приемник EFT M1 GNSS в режиме базы. Передача поправок осуществляется с применением внешнего радиомодема. Съемка ситуации, жестких контуров, сооружений и рельефа, производится по 1,5 км в обе стороны от базовой станций, шириной, указанной в техническом задании. Съемка автомобильной дороги выполняется поперечниками по оси, кромкам дорожного покрытия, бровкам, подошвам и по характерным точкам переломов продольного и поперечного профилей трассы. Одновременное использование 6-8 приемников EFT M1 GNSS в режиме ровера для топографической съемки в разы уменьшает время, потраченное на проведение изысканий. Уверенный прием сигналов, и быстрая инициализация уменьшают время, затрачиваемое на определение координат и отметки съемочного пикета. Точность результатов инженерно-геодезических изысканий удовлетворяет требованиям действующей нормативной документации.

Нашей организацией за два года использования оборудования EFT M1 GNSS были выполнены несколько десятков инженерно-геодезических изысканий. Полевые работы проводились в различные времена года в Курской, Орловской, Пензенской, Саратовской, Астраханской областях и городе Севастополе. Приемники EFT M1 GNSS зарекомендовали себя как надежное и простое в использовании оборудование, позволяющее производить работы в широком диапазоне температур и различных погодных условиях. Все технические отчеты о результатах инженерно-геодезических изысканий, выполненные нашей организацией, прошедшие государственную экспертизу, получили положительное заключение. Применяемые методы измерений показали свою надежность и эффективность. На основании изложенного можно сделать вывод о целесообразности использования приемников EFT M1 GNSS для инженерно-геодезических изысканий на автомобильных дорогах. Несомненными плюсами применения данного оборудования являются простота в обращении, уверенный прием сигналов в различных условиях и широкий диапазон применения, что позволяет повысить качество работ и сократить затрачиваемое время.
 
Автор:
Кузнецов Александр Олегович,
руководитель группы отдела ИГДИ ООО «Инжсервис», г. Воронеж